Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (10 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровьяИнклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает создание общей образовательной среды для учащихся с инвалидностью и без отклонений в развитии. Идея инклюзии призвана сориентировать систему образования под индивидуальные потребности ребенка.

Понятие инклюзивного или совместного образования было введено в 1994 году Саламанкской Декларацией лиц с особыми потребностями. Термин «инклюзия» используется в Декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии 2001 года. Оба эти документа отражают общественное принятие различий между людьми, осознание ценности каждого индивида.

В чем суть инклюзивного подхода, что он может дать детям с ОВЗ?

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровьяМетодики инклюзивного образования применяются с учетом потребностей каждого ребенка, как отдельного индивида. Такое взаимодействие требует более гибких подходов, чем стандартизированное преподавание.

Суть идеи совместного обучения в том, что взаимодействие детей с ОВЗ с детьми из обычных школ позволяет им получить более качественное образование. Учащиеся с инвалидностью могут посещать общеобразовательные заведения, общаться и развиваться вместе со сверстниками, в результате люди с ОВЗ будут более адаптированы к социуму. Такое взаимодействие не менее важно для детей, не имеющих проблем со здоровьем.

На возможность включения ребенка-инвалида в коллектив сверстников с нормальным развитием указывал Л. С. Выготский (1896—1934). Он считал, что коррекционные школы при всех своих достоинствах имеют такой недостаток, как замкнутость. Ребенок-инвалид развивается в специфическом месте, где все приспособлено в его дефекту, а в настоящую жизнь не выходит. Поэтому Выготский выдвинул идею интегрированного обучения.

О полезности сосуществования «нормальных» людей с людьми с ОВЗ говорил австрийский врач-психиатр К.Кенинг (1902–1966). Он утверждал, что такое общение помогает преодолеть эгоизм, развить навыки коммуникации. Психиатр создал кэмпхиллское сообщество педагогов. Кэмпхиллские школы ставят целью развитие детей в соответствии с их способностями и возможностями.

Инклюзивное образование в России

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровьяПо статистике каждый 20-й россиянин имеет инвалидность. В их числе более 2-х миллионов детей с ОВЗ, а также на группе инвалидности. Из них образование получают около 713,1 тысяч человек, 51% таких детей учатся в обычных школах.

Согласно п. 6, ст. 5 ФЗ «Об образовании…», государство должно создавать для таких граждан «условия для получения ими образования, коррекции нарушений и адаптации на основе специальных педагогических подходов». 1 июня 2012 года Указом № 761 была принята «Национальная стратегия действий в интересах детей». Документ на законодательном уровне закрепляет право молодых людей с инвалидностью и ОВЗ на совместное образование.

Практика инклюзивного обучения внедряется в российскую образовательную систему неравномерно. На 2019 год 158 тысяч классов имеют в составе учеников с ОВЗ. Принять детей-инвалидов готова пятая часть школ – это 9664 учреждения. Лидерами по созданию необходимых условий для совместного обучения являются Москва и Санкт-Петербург.

Внимание! К 2025 году Министерство образования планирует увеличить численность инклюзивных учебных заведений до 30%. Если работы не ускорятся, то все школы будут охвачены к концу столетия.

Проблемы инклюзивного образования в России

Основной проблемой формирования инклюзивной учебной среды является недофинансирование со стороны Правительства. В рамках программы «Доступная среда» школы могут получить федеральные субсидии на создание «безбарьерной» среды, то есть установку пандусов и других элементов.

Остальные затраты должны взять на себя бюджеты субъектов РФ, при том, что 80% доходов, полученных на территории России, уходят в Москву. Региональные власти оплачивают приобретение специального учебного, реабилитационного оборудования с учетом заболевания ребенка, приспособленных автобусов. Необходимо оплатить курсы повышения квалификации учителей.

Существует опасность «имитации» инклюзивного обучения. Школа не станет инклюзивной лишь потому, что в ней просто находится ребенок с ОВЗ, есть пандус и лифт. Требуется преобразование учебных и воспитательных процессов, создание индивидуальной системы поддержки детей. Это достаточно сложно, так как в школах не хватает психологов, дефектологов, логопедов, новых методик.

Идея инклюзии не должна приводить к закрытию российских коррекционных школ. В европейских странах образование на принципах инклюзии ставится в приоритет, но и специальные учебные заведения для детей с нарушениями здоровья остаются. Например, в Великобритании родители выбирают между многочисленными специальными и общеобразовательными школами.

Заключение

Инклюзивное обучение способствует более эффективному развитию, социализации детей с ОВЗ и инвалидностью. Внедрение инклюзивных идей должно стать стратегической задачей российской политики в области образования.

Прочтите также: Бессрочная инвалидность в РФ в 2024 году: перечень заболеваний, как получить, могут ли лишить

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (10 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
 

Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:

 

или заполнив форму ниже.