Чтобы разобраться с тем, как оформить инвалидность ребенку, родителям или опекунам в первую очередь необходимо обратиться к педиатру. Он выдает направление на МСЭ – комиссию, принимающую соответствующее решение. Если она откажет в присвоении статуса инвалида, решение можно обжаловать в вышестоящих инстанциях, а затем (при необходимости) – в суде.
Законодательная база
Процедура оформления инвалидности, а также размер и порядок назначения выплат, льгот и других возможностей выглядит одинаково для всех регионов страны. Порядок определяется нормами федерального законодательства, например:
- Приказом Минтруда России № 1024н от 2015 г., который устанавливает основные критерии для проведения экспертизы, решающей вопрос о присвоении инвалидности;
- Постановлением Правительства №95 от 2006 г., определяющим процедуру признания инвалидом;
- Приказом Минздравсоцразвития №57н от 2011г., который устанавливает порядок и размер компенсации, предоставляющийся для приобретения средств реабилитации пациента;
- ФЗ №351 от 2013 г., вносящий отдельные поправки в законы о соцзащите пациентов-инвалидов.
Исходя из анализа этих документов и реальной медицинской практики можно понять, как оформить инвалидность для ребенка. Порядок прохождения комиссии описан ниже.
Как получить инвалидность: процедура и документы
Процедура получения может занять несколько недель или месяцев. Вначале необходимо получить направление на медико-социальную экспертизу, которая решает вопрос о предоставлении статуса. В случае отказа родители могут обжаловать решение, попросив о создании новой комиссии, после чего обратиться в суд.
Шаг 1. Обращение к педиатру
В первую очередь необходимо попасть на прием к педиатру (вместе с ребенком), чтобы получить направление на МСЭ. Врач изучает историю болезни, проводит внешний осмотр и принимает решение, выдает соответствующее направление.
Если же педиатр отказывает в предоставлении документа, родители могут обратиться в МСЭ самостоятельно. При этом необходимо попросить врача составить письменный отказ. Этот документ обязательно предъявляется комиссии вместе с другими бумагами, перечень которых представлен ниже.
Шаг 2. Подготовка к МСЭ: перечень документов
К подготовке проведения комиссии следует подготовиться особенно тщательно. В первую очередь нужно собрать полный пакет документов:
- направление (оригинал);
- заявление родителя или опекуна (оригинал, составляется на месте);
- паспорт родителя или опекуна (копия и оригинал);
- СНИЛС ребенка (можно бесплатно получить в Пенсионном фонде);
- оригиналы и копии медицинских документов, подтверждающие тяжелый характер заболевания (это может быть карта, справки, результаты анализов, диагностических исследований и т.п.);
- оригинал характеристики от школы или другого образовательного учреждения, где учится ребенок: на документе должна стоять собственноручная подпись директора, штамп и печать организации;
- заключение ПМПК.
Получить последний документ сложнее всех остальных. Под ПМПК имеется в виду специальная комиссия психологов, медиков и преподавателей. На ней специалисты задают ребенку разные вопросы, просят выполнить простейшие задания. Цель – определить наличие физических и/или психических дефектов развития. Пройти комиссию нужно заранее, чтобы потом беспрепятственно попасть на МСЭ.
Шаг 3. Проведение МСЭ и принятие решения
МСЭ проходят в медицинском учреждении или на базе учреждения органов опеки, соцзащиты и т.п. Дата и время согласовывается заранее. Родители (1 или 2) должны взять полный набор описанных документов, воду и еду (процедура может занять несколько часов). При этом если ребенку трудно ехать на комиссию, организовать ее работу можно и дома – условия заранее обговариваются с педиатром, который дает соответствующее направление.
Экспертиза принимает решение не сразу, а по истечении 30 рабочих дней (иногда раньше). Способ получения решения выбирают родители – лично в руки либо по почте заказным письмом. Если МСЭ присваивает несовершеннолетнему статус «ребенок-инвалид», на руки выдается:
- копия акта освидетельствования;
- выписка из акта освидетельствования;
- реабилитационная программа, включающая в себя лечебные и профилактические меры.
Шаг 4. Дальнейшие действия
Инвалидность присваивается на определенное время (минимум на год) – например, на 2-3 или 5 лет. Также статус могут дать и до достижения совершеннолетия. В любом случае по истечению срока понадобится прохождение новой экспертизы, которая может принять решение:
- о продлении инвалидности (вплоть до пожизненной в случае неизлечимых заболеваний);
- об аннулировании инвалидности на основании данных об улучшении самочувствия пациента.
После этого родители или опекуны обращаются в различные инстанции для получения пособий и льгот:
- Пенсионный фонд – пенсия по инвалидности (в среднем 12100 руб.).
- Больница – получение бесплатных лекарств, назначение курса лечения, получение консультаций врачей.
- Органы соцзащиты – бесплатное или льготное получение технических средств реабилитации (инвалидная коляска, ходунки и многое другое).
- Управляющая компания – получение скидки на оплату ЖКХ.
- Налоговая служба – освобождение от оплаты налогов или получение скидки.
Порядок обжалования решения
Нередко МСЭ может принять отрицательное решение. В таком случае комиссия должна в установленный срок (30 рабочих дней) составить акт освидетельствования и вынести заключение, в котором письменно обосновать причины отказа.
С этим документом родители или опекуны обращаются для обжалования в вышестоящие инстанции в таком порядке:
- Главное бюро МСЭ – подаются те же самые документы (максимум в течение месяца после получения отказа).
- Федеральное бюро МСЭ – процедура аналогичная.
- Суд – если 2 предыдущие инстанции также отказали.
Прочтите также: Как получить квартиру ребенку-инвалиду в 2025 году
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:
или заполнив форму ниже.