Забота об обучении детей является прямой обязанностью родителей. Именно они принимают решение, в какой школе лучше учиться – обычной или коррекционной. Поэтому образование детей с ограниченными возможностями здоровья проводится как отдельно, так и совместно с другими школьниками, которые не имеют подобных ограничений.
Как выявляется ограничение по здоровью
В некоторых случаях родителям заведомо известно о том, что у ребенка есть отдельные ограничения по здоровью (глухота, проблемы со зрением и др.) Однако нередко физические и/или психические отклонения выявляются только в процессе обучения. Как правило, первым об этом заявляет учитель начальной школы. В связи с этим в образовательной организации может состояться педагогический совет, который примет решение о возможности или невозможности продолжения обучения в общем классе.
Однако это заключение носит только рекомендательный характер – решение о дальнейшей судьбе ребенка принимают только родители либо другие законные представители (например, опекуны, попечители). После этого ребенка отправляют на ПМПК – это комиссия, в состав которой входят:
- педагоги;
- медики;
- психологи.
Основная цель работы комиссии – комплексная диагностика ребенка для постановки объективного диагноза (обычно он связан с умственной отсталостью и другими расстройствами психики). На обследование могут отправить не только школьников, но и дошкольников – в зависимости от того, на каком этапе выявится расстройство (его могут заметить воспитатель детского сада, педиатр и др.).
Как проходит ПМПК
Ребенок и родитель присутствуют на заседании комиссии вместе со всеми специалистами (обычно в одном кабинете) – психологом, учителями, психиатром, логопедом, дефектологом и другими. Порядок прохождения комиссия может быть разным:
- Все специалисты располагаются за длинным столом, и ребенок стоит перед ними, отвечая на вопросы.
- Все специалисты сидят на разных столах, и ребенок поочередной подходит к каждому из них.
Каждый член комиссии дает определенное задание, спрашивает ребенка о разных вопросах. Родителям следует подготовиться к тому, что процедура занимает несколько часов, поэтому лучше взять с собой воду и еду. Перечень наиболее распространенных вопросов представлен в таблице.
Вопросы | Описание |
о себе и близких | имя, возраст, где живут, чем занимаются родители и друзья, когда у них дни рождения, чем родители занимаются вместе с ребенком |
бытовые | о доме, где живет ребенок: сколько комнат, как они выглядят, чем там занимаются, кто живет вместе с ним (в том числе животные – кличка, как выглядит, повадки собаки или кошки и т.п.) |
окружающий мир | циклические явления – рассказать о сезонах года, о дне и ночи, выходных и буднях, завтраке, обеде ужине, режиме дня в будни и выходные; в данном случае ребенок должен хорошо понимать категории «больше – меньше», «длиннее – короче», «одушевленное – неодушевленное», называть цвета, формы, описывать предметы |
профессии | какие бывают профессии, чем занимаются работники |
умение обобщать (логическое мышление) | проверка способности обобщать предметы, явления, обстоятельства по разным признакам, например: василек, ромашка, роза – цветы; проверка умения называть лишний предмет/объект и удалять его из ряда |
проверка памяти | специалисты перечисляют несколько предметов, после чего ребенок должен повторить слова в той же последовательности; другое задание – специалисты раскладывают картинки, а затем меняют их местами и просят объяснить, что поменялось |
проверка речи | проверка правильности построения предложений, правильного произнесения звуков, окончаний слов, времени глаголов; в некоторых случаях специалисты просят привести несколько примеров синонимов, антонимов и омонимов* |
проверка поведения ребенка | просят рассказать и показать, как ребенок выполняет обычное действие – как он рисует, складывает портфель, идет домой, как выражает свои желания (покушать, сходить в туалет и т.п.) |
проверка координации и моторики | просят выполнить реальные действия: поймать/кинуть мяч, попасть в цель, встать на одну ногу, попрыгать, повернуться и т.п. |
*Синонимы – слова, близкие по своему значению (красивый и прекрасный), антонимы – слова, противоположные по значению (рано – поздно), омонимы – слова, которые пишутся одинаково, но имеют разные значения (коса – у девушки и на реке).
Что делать после ПМПК
Заключение ПМПК также имеет рекомендательный характер, т.е. в конечном итоге родители должны самостоятельно решить, как лучше продолжать обучение:
- в общей школе по индивидуальной программе (инклюзивное образование);
- в коррекционной школе (коррекционное образование).
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. Например, обучение со всеми остальными учениками позволяет получить аттестат, после чего ребенок может поступить в вуз. Если учиться в коррекционной образовательной организации, на руки выдадут только свидетельство, после чего нужно будет «доучиваться» в вечерней школе или проходить экстернат, чтобы получить аттестат.
Однако обучение в общей школе зачастую не приспособлено для детей с ограничениями. В классах нет специальных парт, учебных материалов, соответствующей акустики, освещения и т.п. К тому же перед ребенком встает реальная проблема, связанная с адаптацией в коллективе. Предсказать, насколько успешно пройдет этот процесс, очень трудно.
8 видов коррекционных школ
Если родители приняли решение продолжить образование в коррекционной школе, они могут выбрать 1 из 8 вариантов, в зависимости от диагноза, поставленного ребенку.
Вид | Ограничения по здоровью | Цели обучения |
1 | глухота | обучение коммуникации с другими людьми с помощью письменной речи, жестов, тактильных ощущений |
2 | слабый слух | активная речевая практика, развитие коммуникативных навыков |
3 | слепота | обучение с помощью тифлооборудования и других специализированных учебных пособий/материалов |
4 | пониженное зрение | |
5 | речевые патологии, слабо развитая речь | активное развитие речевых навыков, социальная адаптация |
6 | патологии опорно-двигательного аппарата | система физкультурной подготовки, коррекция движений |
7 | задержка психического развития | развитие познавательной деятельности |
8 | умственная отсталость | психологическая реабилитация, усиленная трудовая практика |
Таким образом, каждый ребенок имеет право на получение общего образования в обычной школе. Но в некоторых случаях ему целесообразно продолжить обучение в коррекционном образовательном учреждении. Соответствующее решение могут принять только родители.
Прочтите также: Медико-социальная комиссия для получения инвалидности
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:
или заполнив форму ниже.