Образование детей с ограниченными возможностями здоровья

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (10 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Образование детей с ограниченными возможностями здоровьяЗабота об обучении детей является прямой обязанностью родителей. Именно они принимают решение, в какой школе лучше учиться – обычной или коррекционной. Поэтому образование детей с ограниченными возможностями здоровья проводится как отдельно, так и совместно с другими школьниками, которые не имеют подобных ограничений.

Как выявляется ограничение по здоровью

Образование детей с ограниченными возможностями здоровьяВ некоторых случаях родителям заведомо известно о том, что у ребенка есть отдельные ограничения по здоровью (глухота, проблемы со зрением и др.) Однако нередко физические и/или психические отклонения выявляются только в процессе обучения. Как правило, первым об этом заявляет учитель начальной школы. В связи с этим в образовательной организации может состояться педагогический совет, который примет решение о возможности или невозможности продолжения обучения в общем классе.

Однако это заключение носит только рекомендательный характер – решение о дальнейшей судьбе ребенка принимают только родители либо другие законные представители (например, опекуны, попечители). После этого ребенка отправляют на ПМПК – это комиссия, в состав которой входят:

  • педагоги;
  • медики;
  • психологи.

Основная цель работы комиссии – комплексная диагностика ребенка для постановки объективного диагноза (обычно он связан с умственной отсталостью и другими расстройствами психики). На обследование могут отправить не только школьников, но и дошкольников – в зависимости от того, на каком этапе выявится расстройство (его могут заметить воспитатель детского сада, педиатр и др.).

Обратите внимание! На практике учителя и администрация школы нередко давят на родителей для того, чтобы они убрали «нежелательного» ребенка из класса и перевели в другую организацию. Эти действия являются незаконными, однако родителям стоит задуматься, как лучше поступить – возможно, ребенка действительно лучше перевести в другую общеобразовательную школу, чтобы избежать ненужной конфронтации.

Как проходит ПМПК

Ребенок и родитель присутствуют на заседании комиссии вместе со всеми специалистами (обычно в одном кабинете) – психологом, учителями, психиатром, логопедом, дефектологом и другими. Порядок прохождения комиссия может быть разным:

  1. Все специалисты располагаются за длинным столом, и ребенок стоит перед ними, отвечая на вопросы.
  2. Все специалисты сидят на разных столах, и ребенок поочередной подходит к каждому из них.

Каждый член комиссии дает определенное задание, спрашивает ребенка о разных вопросах. Родителям следует подготовиться к тому, что процедура занимает несколько часов, поэтому лучше взять с собой воду и еду. Перечень наиболее распространенных вопросов представлен в таблице.

Вопросы Описание
о себе и близких имя, возраст, где живут, чем занимаются родители и друзья, когда у них дни рождения, чем родители занимаются вместе с ребенком
бытовые о доме, где живет ребенок: сколько комнат, как они выглядят, чем там занимаются, кто живет вместе с ним (в том числе животные – кличка, как выглядит, повадки собаки или кошки и т.п.)
окружающий мир циклические явления – рассказать о сезонах года, о дне и ночи, выходных и буднях, завтраке, обеде ужине, режиме дня в будни и выходные; в данном случае ребенок должен хорошо понимать категории «больше – меньше», «длиннее – короче», «одушевленное – неодушевленное», называть цвета, формы, описывать предметы
профессии какие бывают профессии, чем занимаются работники
умение обобщать (логическое мышление) проверка способности обобщать предметы, явления, обстоятельства по разным признакам, например: василек, ромашка, роза – цветы; проверка умения называть лишний предмет/объект и удалять его из ряда
проверка памяти специалисты перечисляют несколько предметов, после чего ребенок должен повторить слова в той же последовательности; другое задание – специалисты раскладывают картинки, а затем меняют их местами и просят объяснить, что поменялось
проверка речи проверка правильности построения предложений, правильного произнесения звуков, окончаний слов, времени глаголов; в некоторых случаях специалисты просят привести несколько примеров синонимов, антонимов и омонимов*
проверка поведения ребенка просят рассказать и показать, как ребенок выполняет обычное действие – как он рисует, складывает портфель, идет домой, как выражает свои желания (покушать, сходить в туалет и т.п.)
проверка координации и моторики просят выполнить реальные действия: поймать/кинуть мяч, попасть в цель, встать на одну ногу, попрыгать, повернуться и т.п.

*Синонимы – слова, близкие по своему значению (красивый и прекрасный), антонимы – слова, противоположные по значению (рано – поздно), омонимы – слова, которые пишутся одинаково, но имеют разные значения (коса – у девушки и на реке).

Что делать после ПМПК

Заключение ПМПК также имеет рекомендательный характер, т.е. в конечном итоге родители должны самостоятельно решить, как лучше продолжать обучение:

  • в общей школе по индивидуальной программе (инклюзивное образование);
  • в коррекционной школе (коррекционное образование).

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. Например, обучение со всеми остальными учениками позволяет получить аттестат, после чего ребенок может поступить в вуз. Если учиться в коррекционной образовательной организации, на руки выдадут только свидетельство, после чего нужно будет «доучиваться» в вечерней школе или проходить экстернат, чтобы получить аттестат.

Однако обучение в общей школе зачастую не приспособлено для детей с ограничениями. В классах нет специальных парт, учебных материалов, соответствующей акустики, освещения и т.п. К тому же перед ребенком встает реальная проблема, связанная с адаптацией в коллективе. Предсказать, насколько успешно пройдет этот процесс, очень трудно.

8 видов коррекционных школ

Если родители приняли решение продолжить образование в коррекционной школе, они могут выбрать 1 из 8 вариантов, в зависимости от диагноза, поставленного ребенку.

Вид Ограничения по здоровью Цели обучения
1 глухота обучение коммуникации с другими людьми с помощью письменной речи, жестов, тактильных ощущений
2 слабый слух активная речевая практика, развитие коммуникативных навыков
3 слепота обучение с помощью тифлооборудования и других специализированных учебных пособий/материалов
4 пониженное зрение
5 речевые патологии, слабо развитая речь активное развитие речевых навыков, социальная адаптация
6 патологии опорно-двигательного аппарата система физкультурной подготовки, коррекция движений
7 задержка психического развития развитие познавательной деятельности
8 умственная отсталость психологическая реабилитация, усиленная трудовая практика
Обратите внимание! Перевод ребенка из коррекционной школы в общую возможен, равно как и наоборот. Чаще всего удается справиться с задержками психического развития. В дальнейшем ребенок может получать полноценное образование наравне с детьми без ограничений по здоровью.

Таким образом, каждый ребенок имеет право на получение общего образования в обычной школе. Но в некоторых случаях ему целесообразно продолжить обучение в коррекционном образовательном учреждении. Соответствующее решение могут принять только родители.

Прочтите также: Медико-социальная комиссия для получения инвалидности

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (10 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
 

Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:

 

или заполнив форму ниже.