Понедельник , Декабрь 10 2018

Бесплатная юридическая консультация:

8 800 350-29-83

 
ГЛАВНАЯ >> Консультация пенсионного юриста >> Мошенничество в НПФ: история обмана

Мошенничество в НПФ: история обмана

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (10 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Мошенничество в НПФНередко возникают вопросы о том, возможно ли мошенничество в НПФ – негосударственных пенсионных фондах. Действительно, в последнее время заметно участились случаи реализации мошеннических схем, связанных с деятельностью всевозможных НПФ. Недобросовестные представители некоторых фондов обманным путем изымают у легковерных граждан средства из пенсионных накоплений. Опыт достаточно многих людей показывает, к сожалению, что одна и та же история обмана повторяется с завидной регулярностью. Сегодня следует проявлять исключительную осторожность, что успешно избежать многочисленных финансовых ловушек, обильно расставляемых злоумышленниками. Как не стать легкой жертвой пенсионных аферистов? Необходимо рассмотреть самые типичные манипуляции, зачастую предпринимаемые неблагонамеренными агентами НПФ.

Основы пенсионной грамотности: для чего нужны НПФ

 Как известно, пенсия, которую российский гражданин будет получать в определенном будущем, состоит из двух частей: первая – страховая, вторая – накопительная.

Страховая пенсия

Следует понимать, что страховая пенсия – это денежное обеспечение сегодняшних пенсионеров, финансируемое за счет будущих пенсионеров. Иными словами, довольствие, выплачиваемое лицам пенсионного возврата сегодня, обеспечивается взносами тех граждан, которые пока еще не являются пенсионерами, но будут ими по истечении некоторого срока, установленного действующим в РФ законодательством.

Величина страховой доли пенсионного обеспечения для каждого конкретного физического лица зависит от ряда параметров – страхового стажа гражданина, государственных нормативов и других влияющих факторов.

Возможность получения пенсии жителями РФ в как можно более высоком размере определяется численностью трудоспособных налогоплательщиков, исправно совершающих необходимые отчисления.

Накопительная пенсия

Накопительная часть пенсионного обеспечения представляет собой целевые денежные сбережения, формируемые гражданами, что называется, на грядущую старость. Законодательство РФ допускает создание будущими пенсионерами подобных накоплений. При уплате соответствующих взносов они отделяются от страховой доли, направляемой, как уже говорилось ранее, на финансирование довольствия нынешним получателям пенсии, и остаются на лицевом счете страхователя.

Если гражданин самостоятельно не распоряжается накопленными средствами, функции страховщика по умолчанию берет на себя Пенсионный фонд РФ (ПФР), который автоматически направляет данные деньги в управляющую структуру ВЭБ.

Страхователи, которые предпочли дистанцироваться от принятия каких-либо решений по поводу пенсионных накоплений, называются «молчунами».

Как поступить с накопительной частью пенсионных отчислений

Мошенничество в НПФЕсть вариант – осознанно написать заявление о назначении Пенсионного фонда РФ своим страховщиком. Страхователь в этом случае также сотрудничает с ПФР, но уже не считается вышеупомянутым «молчуном». Другая возможность – направить средства накопительной пенсии в какой-либо негосударственный пенсионный фонд (НПФ) и регулярно получать через него инвестиционный доход. Если в среднесрочной перспективе не произойдет каких-либо кардинальных изменений общегосударственного масштаба, а размер получаемого дохода будет считаться вполне приличным, то старость будущего пенсионера, в принципе, может оказаться надежно обеспеченной.

Инвестирование в НПФ: есть ли смысл

По сути, вложения в НПФ аналогичны частичному инвестированию зарплаты, получаемой гражданином, в финансовые инструменты рынка ценных бумаг – облигации, акции, иные активы. Средства физического лица вкладываются, произведенные инвестиции генерируют регулярный доход, будущая старость страхователя обеспечивается накопленной пенсией.

НПФ выступает как управляющая компания, осуществляющая следующие функции:

  1. аккумулирует свободные деньги населения;
  2. формирует совокупный фонд коллективных инвестиций;
  3. вкладывает привлеченные средства в финансовые активы (инструменты);
  4. зарабатывает соответствующую прибыль;
  5. распределяет полученный от совершенных инвестиций доход между своими вкладчиками (страхователями).

Очевидно, что негосударственные фонды пенсионного обеспечения сами неплохо зарабатывают за счет того дохода, который они приносят своим инвесторам. Данное обстоятельство побуждает их к участию в конкуренции за вкладчиков – страхователей.

Закономерность следующая: прибыль НПФ напрямую зависит от числа имеющихся клиентов и общей суммы привлеченных средств. Стремясь максимизировать финансовый результат, некоторые фонды порой склоняются к ведению игр сомнительной честности, реализуя всевозможные мошеннические схемы и не брезгуя самым откровенным обманом людей.

Агенты НПФ: кто они, чем занимаются

Чтобы привлекать вкладчиков, НПФ зачастую пользуются услугами агентов, продвигающих продукты того или иного фонда за обусловленное вознаграждение. Таким агентом может выступать как физическое лицо, так и организация. Коммерческому посреднику фонд выплачивает комиссию по факту каждого заключенного договора, подкрепленного внесением денег клиента. В принципе, для НПФ не имеет существенного значения, кто привел ему того или иного инвестора. Главное – готовность этого клиента вложить в НПФ собственные средства.

Последствия досрочной смены пенсионного фонда

Государство рекомендует гражданину окончательно определиться с выбором конкретного пенсионного фонда и на долгосрочной основе вложить в него собственные средства. Действующее законодательство разрешает инвестору менять организацию для размещения пенсионных средств не чаще одного раза за каждый пятилетний период без каких-либо денежных потерь. Досрочный переход вкладчика в другой фонд пенсионного обеспечения может привести к полной потере инвестиционного дохода.

Способы обмана и типичные мошеннические схемы в НПФ

Примечательно, что некоторые агенты переводят гражданина из одного фонда негосударственного пенсионного страхования в другой без разрешения и уведомления самого клиента, то есть оформляют смену НПФ втайне от страхователя. Для этого им необходимо получить лишь сведения паспорта страхователя, а также его СНИЛС-номер. Комиссия агента за каждого привлеченного клиента составляет обычно от 500 (пятисот) до 5000 (пяти тысяч) рублей. Фактический размер такого вознаграждения непосредственно зависит от суммы денежных средств, находящихся на накопительном счете страхователя – будущего пенсионера.

Если говорить о законных способах привлечения клиентов в НПФ, то наиболее распространенными из них являются:

  • обход квартир с индивидуальной презентацией услуг и предложением сотрудничества;
  • проведение собраний граждан, в ходе которых людям доступно разъясняются все особенности пенсионного инвестирования (например, трудовым коллективам крупных организаций);
  • кросс-продажа, когда сотрудничество с конкретным пенсионным фондом предлагается клиенту в качестве сопутствующей услуги при продаже других продуктов (к примеру, кредитные менеджеры в финансовых учреждениях или магазинах могут предлагать услуги НПФ при обычном оформлении займов или покупок в кредит).

До подписания каких-либо бумаг агент НПФ должен предоставить клиенту всю необходимую информацию – наименование фонда, предлагаемая доходность и другие сведения, имеющие существенное значение.

Мошенничество в НПФМежду тем, как уже говорилось ранее, некоторые агенты все же используют запрещенные приемы, вводят граждан в заблуждение, применяют всевозможные манипуляции с целью принудить человека к сотрудничеству с конкретным фондом. Как они это делают? Конечно, откровенная подделка подписей в документах является серьезным преступлением, на которое пойдет далеко не каждый агент НПФ. Как правило, недобросовестные представители фондов предпочитают действовать иначе.

При обходе квартир отдельные агенты очень часто представляются штатными работниками пенсионного фонда. Если смотреть с формальной точки зрения, то все верно – НПФ является типичным пенсионным фондом, хотя и негосударственным. Однако люди думают, что данный агент представляет ПФР – Пенсионный фонд РФ. Это вызывает у них особое доверие, что далеко не всегда является обоснованным.

Еще одна распространенная манипуляция – внушение человеку мысли о том, что он теряет определенную часть будущего пенсионного обеспечения, если отказывается от заключения договора с фондом, представителем которого является агент. Это утверждение также может являться правдивым лишь на пятьдесят процентов, если доходность предлагаемого фонда оказывается выше, чем доходность НПФ, в котором средства клиента находятся сегодня.

Иногда агенты открыто обманывают страхователей, намеренно доводя до их сведения ложную информацию – например, о прекращении деятельности фонда, в котором сейчас находятся средства гражданина. Такая манипуляция часто практикуется, если фонды реорганизуются, объединяются, меняют название.

Если работник какой-либо микрофинансовой организации, банковского учреждения или страховой компании одновременно сотрудничает с НПФ, то он может предоставить договор клиенту на подпись в совокупности с иными документами или, как вариант, вместо других бумаг. Иногда сотрудники кадровых агентств, являющиеся параллельно агентами НПФ, получают сведения паспорта соискателя и его СНИЛС-номер, что позволяет им заполнить анкету-заявление на переход в конкретный фонд вместо анкеты, обычно составляемой при поиске трудоустройства. Анкета-заявление подписывается невнимательным соискателем, что дает основания перезвонить ему с целью подтверждения перехода в НПФ.

Резюме

Чтобы не попасть в агентскую ловушку, необходимо внимательно изучать любые бумаги непосредственно перед их подписанием. Прежде всего, это касается документации, связанной с заимствованием, страхованием, трудоустройством. Важно понимать, что аферистам, намеревающимся перевести страхователя в другой фонд, будет достаточно для этого получить доступ к сведениям паспорта и СНИЛС-карточке физического лица. Если гражданин все же пострадал от манипуляций агентов-мошенников, следует жаловаться в Центробанк, ПФР и новый НПФ. Возврат гражданину накопительной доли пенсионного обеспечения и соответствующего дохода осуществляется посредством обращения обманутого страхователя в суд с требованием о признании заключенного соглашения недействительным.

Прочтите также: Страховая пенсия по старости в 2018 году: размер и последние изменения

© 2018, Соцзащита и льготы. Все права защищены.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (10 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *